18.09.2017

Проверки малого бизнеса: что нужно знать предпринимателям

Проверки малого бизнеса – тот фактор, который зачастую останавливает начинающих предпринимателей от создания собственного дела. Те, кто уже столкнулся с проверяющими инспекциями, жалуются на многочисленные придирки инспекторов, внезапность и несвоевременность проверок.

Проверки можно разделить условно на плановые и внеплановые. По методу проведения выделяют документарную (когда запрашиваемые документы отправляют в проверяющий орган) и выездную.

Плановая проверка

Мероприятия, контролирующие деятельность малого бизнеса, проводятся на основании следующих документов:

  1. Ежегодные планы проверок малого бизнеса, которые утверждаются инспектирующими органами заблаговременно до наступления нового календарного года.
  2. Приказ руководителя инспекции по каждой конкретной проверке, который также может быть подписан заместителем руководителя. 

В большинстве случаев предприятия малого бизнеса встречаются с проверяющими инспекторами один раз в три года. Но закон предусматривает ряд исключений. Пристальное внимание, в первую очередь, уделяется социальным сферам, таким как здравоохранение и образование, поэтому предприятия, работающие в данных областях, проверяются чаще: два раза в год и больше.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка малого бизнеса проводится через некоторое время после плановой либо по факту обращения в проверяющий орган. Предметом внеплановой проверки (ВНП) малого бизнеса является, во-первых, соблюдение или несоблюдение выданных ранее предписаний, устранение выявленных нарушений. В задачу инспекторов входит отслеживание, насколько точно и своевременно выполняются все требования государственных и муниципальных контрольно-надзорных органов. Во-вторых, оценивается действенность и оперативность принятых мер по охране жизни и здоровья граждан, предупреждению техногенных катастроф, обеспечению экологической и государственной безопасности.

ВНП проводится незапланированно при обнаружении неких фактов, требующих контроля со стороны государственных или муниципальных органов. Внеплановые проверки на территории предприятия могут проводиться только в двух случаях:

  1. По факту совершенного грубого нарушения законодательства.
  2. В случае угрозы совершения грубого нарушения. 

Что подразумевается под фразой «грубое нарушение»? Проверяющие органы понимают под этим:

  • действия, способные нанести ущерб окружающей среде, вызвать экологическую либо техногенную катастрофу;
  • нанесение вреда жизни и здоровью работников предприятия, а также местным жителям;
  • причинение вреда животным и растениям;
  • нарушения прав потребителей;
  • деятельность, угрожающая национальной и экономической безопасности государства. 

Основанием для назначения проверки малого бизнеса является письменное заявление граждан или юридических лиц. А также сведения, поступившие из открытых источников либо от органов государственной власти. Перед началом проверки инспектирующий орган обязан согласовать свои действия с органами прокуратуры и издать Приказ о назначении проверки.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится в самой инспекции, без выезда на территорию предпринимателя. Предметом документарной проверки являются, как понятно из названия, документы и сведения, в них содержащиеся. Что конкретно интересует представителей государственной власти? В первую очередь следующие документы:

  1. определяющие организационно-правовую форму юридического лица, его права и обязанности;  
  2. документы, обязательные к ведению на предприятии в соответствии с законодательными актами. В зависимости от вида проверки это могут быть кадровые документы, лицензии, сертификаты на продукцию, приказ об установлении противопожарного режима и другие. Каждый проверяющий орган имеет свой список. 

Если речь идет о налоговой проверке малого бизнеса, то ее задачей будет являться выявление нарушений в расчетах налогов и сборах, в сроках их уплаты. Не забудьте составить опись документов при их отправке проверяющему инспектору. Это позволит избежать многих неприятных ситуаций, связанных с их потерей. Часть документов, которые рассматриваются в процессе документарной проверки, уже имеется в архиве контрольно-надзорного органа. Их инспектор изучает в первую очередь. Сюда относят:

  1. Уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности – список указан в Федеральном законе от 26.12.2008 №294-ФЗ и в Приложении №1 к Постановлению Правительства от 16.07.2009 №584.
  2. Решения по предыдущим проверкам.
  3. Материалы по рассмотренным делам об административных правонарушениях, если таковые имелись.
  4. Другие материалы, имеющие отношение к контрольно-надзорным мероприятиям в отношении проверяемой организации или ИП. 

Стоит отметить, что инспектор не имеет права запрашивать у проверяемой организации сведения и документы, которые он может получить от иного контрольно-надзорного органа. Запрос на дополнительные документы у субъекта проверки должен быть обоснован и сделан только в двух случаях:

  • если имеются сомнения относительно достоверности документов и сведений, которые в них содержатся;
  • предоставленная информация является недостаточной и неполной для вынесения решения по проверке. 

Выездная проверка

Предмет выездной проверки малого бизнеса – сведения, содержащиеся в документах проверяемой организации; соответствие указанной информации в документах фактическому положению дел на предприятии; условия труда работников; состояние оборудования, техники, транспорта; качество производимой продукции и т.п.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по адресу фактического нахождения юридического лица. Выездная проверка проводится в случае, если:

  1. Сведения, содержащиеся в документах, присланных для документарной проверки малого бизнеса, не дают полной информации проверяющему инспектору либо, по его мнению, не вызывают доверия.
  2. Документарная проверка не позволяет оценить в достаточной мере исполнение проверяемой организацией обязательных требований, установленных законодательством РФ или правовыми актами государственных (муниципальных) органов контроля. 

Кто проводит проверки малого бизнеса

Ниже мы подробно поговорим о том, кто может проводить плановые проверки малого бизнеса. А пока отметим, что при следующих нарушениях любой орган государственного (муниципального) контроля и надзора может вынести решение о назначение внеплановой проверки:

  • письменная жалоба от покупателя, поставщика, персонала, конкурента;
  • нарушение сроков исполнения или неисполнение требований и предписаний, составленных в ходе предыдущих проверок;
  • преднамеренное или неосознанное создание ситуаций, которые несут в себе угрозу для жизни и здоровья людей и животных, а также могут причинить вред окружающей среде;
  • другие виды грубых нарушений норм закона и требований безопасности. 

Государственная противопожарная служба МЧС России

Одна из самых строгих проверяющих инспекций. Несоблюдение норм и правил пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью персонала компании, поэтому все нарушения строго караются законом. Объектом проверки данной службой являются здания, сооружения, постройки – все, что находится по месту осуществления предпринимательской деятельности. При этом не имеет значения, арендует ли организация эти объекты или является их прямым владельцем. Здесь важен сам факт эксплуатации.

Плановые проверки проводятся с периодичностью раз в три года. Первая плановая проверка проводится через три года после завершения строительства или реконструкции зданий и сооружений. Конкретная дата должна быть прописана в разрешении на ввод в эксплуатацию объекта.

На что обращает внимание пожарная инспекция при проверке малого бизнеса:

  • состояние и общее количество главных, запасных (эвакуационных) выходов;
  • соответствие плана эвакуации фактической планировке здания;
  • состояние средств противопожарной безопасности и др. 

Все требования изложены в Правилах пожарной безопасности в РФ. Пожарная инспекция всегда проводит только выездные проверки.

Федеральная служба по труду и занятости

Аналогично, периодичность проверки – каждые три года, начиная с момента регистрации компании в налоговом органе. При проверке малого бизнеса Роструд обращает внимание на следующие моменты:

  • правильность и своевременность оформления трудовых отношений;
  • начисление и сроки выплаты заработной платы;
  • размеры заработной платы должны соответствовать последним изменениям в законодательстве;
  • соблюдение социальных гарантий работников и т.д. 

Лицензирующие органы

В зависимости от вида деятельности предприятия, выдача лицензии и последующие проверки предприятий малого бизнеса могут быть проведены следующими инспекциями: Ростехнадзор, ФСТЭК России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор, Росохранкультура, Роспром и другие. Полный список указан в Постановлении Правительства №45 от 26.01.2006 года.

Первая проверка проводится через год после выдачи лицензии соответствующим органом, все последующие – планово, каждые три года. Настоятельно рекомендуем своевременно отслеживать истечение срока действия лицензии. Важный момент: перед оплатой госпошлины за продление лицензии убедитесь, что у компании нет долгов по налогам, взносам и прочим обязательным платежам. 

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор не только защищает права потребителей, но также проверяет качество продукции, условия производства и хранения товаров, их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, наличие медицинских книжек у персонала, соблюдение правил торговли.

Перед проверкой Роспотребнадзора советуем привести в порядок разрешительные документы, документацию на товар (должны быть указаны все обязательные сведения о производителе), типовые договоры с покупателями. Наладьте эффективную работу сервисной службы и сотрудников, принимающих жалобы клиентов. Объясните, что несвоевременное реагирование на заявления покупателей грозит штрафом для компании.

Чтобы оценить результативность труда работников сервисной службы, введите ключевой показатель эффективности (KPI). Для большинства организаций проверки проводятся с периодичностью раз в три года, проверки малого бизнеса в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг Роспотребнадзор проводит от двух раз и более в год.

Ростехнадзор

Ростехнадзор проверяет промышленные и строительные объекты на соответствие нормам технологической, экологической и атомной безопасности, принятым в Российской Федерации. Каждому проверяемому объекту присваивается класс опасности – всего их 4. Чем он выше, тем чаще проводится проверка. Так для объектов I и II классов опасности – не реже 1 раза в год. Для объектов III класса опасности – 1 раз в три года. Для объектов IV класса опасности проведение плановых проверок не предусмотрено. В ходе проверок Ростехнадзор уделяет особое внимание проектной и разрешительной документации, правильности ее оформления и соответствию последним изменениям в законодательстве. Желательно также иметь архив фотоматериалов и видеозаписей по эксплуатируемым объектам.

Изменения законодательства, регламентирующие проверки малого бизнеса

  1. Малый бизнес освобожден от плановых проверок в период с 01.01.2016г. по 31.12.2018г., то есть на три года. Конечно, не обошлось без исключений.  П.9 ст.9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года  №294-ФЗ устанавливает перечень сфер деятельности и областей, в которых сохраняется прежний режим проверок малого бизнеса. В частности, сюда отнесены организации, работающие в соцсфере, в области образования и здравоохранения. Не отменяются плановые проверки в отношении организаций, которые уже привлекались к административной ответственности за нарушения КоАП РФ и за иные действия. Важное условие: с момента проверки, в ходе которой были выявлены данные нарушения, должно пройти не более трех лет. 
  2.  Если после принятия Федерального закона № 246-ФЗ организация-представитель малого бизнеса обнаружила себя в плане-графике проверок на 2016-2018 год, она имеет право потребовать отмены проверки на вполне законных основаниях. 
  3. В обязанность проверяющих органов теперь входит также разъяснение положений нового федерального закона каждому субъекту, по которому готовится проверка. Она должна быть завершена, если проверяемый субъект предоставил документалное подтверждение своей принадлежности к малому бизнесу. 
  4. Мораторий на проверки малого бизнеса не касается тех сфер, которые должны строго контролироваться в целях государственной безопасности и охраны жизни и здоровья граждан, а также во избежание природных и экологических катастроф. Таким образом, в обычном режиме будут проводиться проверки: субъектов, работающих в сфере охраны государственной тайны либо сопричастных с ней; предприятий, работающих в сфере атомной энергетики; субъектов, эксплуатирующих промышленные и гидротехнические объекты и сооружения 1 и 2 класса опасности; организаций, имеющих в своем распоряжении объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, ухудшающие экологическую обстановку (1 и 2 категории отрицательного воздействия); субъектов малого бизнеса, занимающихся управлением жилых многоквартирных домов; аудиторских компаний. 
  5. Если в обход закона все же была проведена плановая проверка малого бизнеса в 2016 (2017, 2018) году по субъектам, не включенным в список исключений по Федеральному закону, такая проверка признается незаконной, а ее результаты – недействительными. 
  6. Федеральный закон №246-ФЗ вводит новое понятие по отношению к проверкам контролирующих органов – «риск-ориентированный подход», при котором деятельность организаций оценивается по классам опасности и категориям риска. Иными словами, чем большую опасность представляют нарушения организации для общества и окружающей среды и чем выше вероятность несоблюдения требований и норм закона со стороны организации, тем чаще следует проводить проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Цель данного подхода – снижение затрат на проведение проверок, в том числе трудовых и финансовых ресурсов, повышение эффективности работы контрольно-надзорных органов. В настоящий момент нормы и критерии такого подхода разрабатываются Правительством РФ и начнут действовать с начала 2018 года. 

С одной стороны, три года большинство предприятий малого бизнеса, кроме тех, кто в списке исключений, могут немного отдохнуть, освободившись от бремени плановых проверок. Но с другой стороны, не стоит забывать, что запрет на проверку малого бизнеса не относится к внеплановым проверкам, которые могут быть проведены в любое время и по отношению к любой организации на основании заявления юридического или физического лица. Так что совсем расслабляться не стоит. Важное дополнение: новый федеральный закон не распространяется на проверки, проводимые налоговой инспекцией, так как деятельность ФНС регулируется налоговым законодательством. Таким образом, налоговый контроль за исчислением и своевременной уплатой налогов и страховых взносов будет проводиться в обычном порядке. Налоговые проверки малого бизнеса сохраняются в прежнем режиме.

Как быть, если к вам идут «гости», когда действует мораторий на проверки малого бизнеса 

Итак, что делать, если после нововведений в законодательстве вы обнаружили себя в списке организаций, по которым готовится проверка в 2016 (2017, 2018) году?

Рассмотрим Порядок подачи заявления об исключении проверки из плана. Отметим, что данная процедура регулируется постановлением правительства РФ от 26.11.2015г. №1268. В данном документе содержится следующая информация:

  • определен порядок подачи и рассмотрения заявления об исключении из плана проверок;  
  • определена процедура исключения организации из списка проверок малого бизнеса;
  • утверждена форма заявления об исключении проверки;
  • перечислен список документов, которые необходимо приложить вместе с заявлением.

В документах должны быть отражены сведения, подтверждающие принадлежность юридического лица или ИП к малому бизнесу. Заявление по установленной форме и подтверждающие документы необходимо отправить в соответствующий контрольно-надзорный орган

Как убедиться, что компания или предприниматель находятся в плане проверок?

Узнать это абсолютно несложно. Информация по планируемым проверкам на следующий год публикуется на сайте Генпрокураторы РФ в едином реестре. Напомним, что ежегодный план проверок должен быть разработан до 31 декабря текущего года, соответственно, к этому времени все сведения будут размещены в официальных источниках.

Список сопроводительных документов к заявлению об исключении проверки:

  • выписка из реестра акционеров (только для ЗАО и ОАО). Срок действия выписки законодательно не ограничен;
  • копия финансового отчета или иной документ, отражающий выручку от реализации (без учета НДС) за отчетный период. Берется один календарный год из трех предшествующих. Если юридическое лицо зарегистрировано меньше года, значит, отчет предоставляется за весь период осуществления деятельности. Выручка за отчетный период для предприятий малого бизнеса не должна превышать 400 млн. рублей;
  • копия отчета о среднесписочной численности работников. Такие сведения подаются в налоговую инспекцию по форме КНД 1110018 за каждый календарный год или иной период, если организация существует меньше года. Напомним, что к малому бизнесу относят предприятия с численностью персонала до ста человек. Напоминаем, что печати с 2015 года не являются обязательным реквизитом. А это значит, что, если у вашей организации нет печати, документы, заверенные одной лишь подписью заявителя, также являются вполне законными, и отказать в принятии таких документов вам не могут. 

На этом список обязательных к предоставлению документов заканчивается. Но по желанию заявителя можно предъявить иные документы, косвенно или прямо доказывающие принадлежность организации к малому бизнесу. Например, устав, бухгалтерскую отчетность и т.д. Закон отводит 10 рабочих дней на рассмотрение принятого заявления. За этот срок проверяющий орган должен принять одно из следующих решений:

  • об удовлетворении заявления – вынесено положительное решение;
  • об отказе в исключении проверки – вынесено отрицательное решение;
  • в связи с недостаточной или неполной информацией в заявлении и прилагаемых документах – о возвращение заявления. 

Таким образом, ответ на заявление может быть:

  • положительным – принято решение об исключение проверки. В этом случае закон отводит 3 рабочих дня на корректировку плана проверок инспектирующим органом;
  • отрицательным – проверка остается в плане. В адрес заявителя направляется ответное письмо с указанием аргументированной причины отказа;
  • техническим – заявление возвращено обратно в связи с ошибками в оформлении либо из-за отсутствия документов и необходимых сведений. 

Если организация-заявитель отсутствует в плане проверок малого бизнеса на 2016 (2017, 2018) год, инспектирующий орган также возвращает заявление в связи с отсутствием необходимости принятия решения о проверке. Поэтому, чтобы напрасно не тратить ни свое, ни чужое время, советуем предварительно ознакомиться с Единым реестром проверок (ФГИС ЕРП).

Отказ возможен в следующих случаях:

  1. Если организация уже совершала грубые правонарушения, выявленные в ходе предыдущих проверок и в отношении нее были применены следующие виды административных наказаний: приостановление деятельности; дисквалификация руководителя – то есть запрет на предпринимательскую деятельность и управление юридическим лицом.
  2. Организация лишена лицензии либо приостановлено действие лицензии на некоторый срок.

 

На этом перечень причин для отказа заканчивается. Если инспектирующий орган принял отрицательное решение и указал иную причину, следует обратиться в суд и обжаловать данное решение. Итак, проверяющий орган принял заявление, рассмотрел его и вынес решение в пользу заявителя. Что дальше? Закон вменяет в обязанность должностных лиц инспекции проверять, нет ли этой проверки в ежегодном плане своего федерального органа, отправлять документы в вышестоящую инстанцию для исключения данной проверки из всех планов, в которых она имеется. Это относится к случаям, когда исключение проверки принято территориальным отделением государственного контрольно-надзорного органа.

Если инспектирующий орган вынес положительное решение по рассмотренному заявлению, то он должен направить ответ заявителю в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения. Ответ отправляется заказным письмом Почтой России либо в электронном виде с заверением усиленной ЭЦП.

Что ждёт малый бизнес после 2018 года

С 2018 года инспектирующие органы при разработке планов и графиков проведения проверок должны применять риск-ориентированный подход. Это значит, что периодичность, форма и интенсивность проверок по конкретной организации будет зависеть от категорий опасности и классов риска. Таким образом, часть предприятий, которые не эксплуатируют объекты повышенной опасности и относятся к категории пониженного риска, могут вообще избежать проверок либо проверки по ним будут проводиться реже 1 раза в 5 лет. Но это относится только к плановым проверкам. Конечно, данная норма закона не приведет к полной отмене проверок малого бизнеса, но позволит несколько снизить их количество.

К началу 2018 года Правительство РФ должно определить порядок и правила применения данного подхода, распределение организаций по классам риска. Есть вероятность, что в некоторых сферах деятельности либо по отдельным видам надзора Правительство решит испробовать новый подход до наступления 2018 года. Это оговорено в Федеральном законе №246-ФЗ.

Как вести себя директору во время проверки

Чтобы максимально подготовиться к приходу инспекторов из контрольно-надзорных органов, заранее проверьте, есть ли ваша организация в Едином реестре проверок. Если же проверка малого бизнеса неизбежна, тщательно изучите порядок и правила ее проведения, не бойтесь показаться дотошным и соблюдайте все формальности.

  1. Перед началом проверки попросите инспектора показать вам служебное удостоверение.
  2. Обязательно потребуйте и изучите приказ о проведении проверки. Обратите внимание на следующую информацию:
    1. ФИО проверяющего инспектора (должны совпадать с данными в служебном удостоверении), а также ФИО и должности экспертов, которые привлекаются дополнительно;

    2. - список необходимых к предоставлению документов.

    3. - цели, сроки и правовые основания проверки;

    4. - правильное наименование вашего предприятия;

    5. - предмет проверки и перечень мероприятий, которые будут проводиться в отношении организации;

  3. Фамилия, имя, отчество и должность проверяющего инспектора должны быть прописаны в Приказе руководителя контрольно-надзорного органа. Должностные лица, не указанные в Приказе, не имеют права проводить проверку.
  4. Контролеры обязаны ознакомить вас с регламентом проверки и порядком проведения всех запланированных мероприятий на территории организации, если вы этого потребуете. 

После того как формальная сторона вопроса улажена и проведен необходимый инструктаж, проверяющие лица могут начать. Советуем вам отмечать все нарушения инспекторов и отступления от правил и порядка проведения выездных проверок малого бизнеса. Замечательно, если вы четко знаете свои права. Так, например, вы не обязаны предоставлять документы, образцы товаров, если они не имеют отношения к объекту проверки.

Какие возможны проблемы в ходе проверки бизнеса

Проблема 1. Необоснованность внеплановых проверок

По нормам законодательства, контрольно-надзорный орган обязан сообщить о внеплановой проверке юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю минимум за сутки до начала проверки. Кроме того, все действия инспектирующего органа должны быть заранее согласованы с прокуратурой. Однако велика вероятность неожиданного прихода проверяющих инспекторов. Это возможно в тех случаях, когда основанием для проверки предприятия малого бизнеса стало обращение по факту серьезного нарушения (причинение вреда жизни и здоровью людей, животных, окружающей среде). Эта норма закона не содержит конкретный перечень нарушений, поэтому контролёры всегда могут истолковать ее в свою пользу.

Проблема 2. Проведение проверки в отсутствие Генерального Директора

Часто бывает так, что проверка проходит без присутствия руководителя компании. Не все предприниматели знают, но данный факт является нарушением порядка выездных проверок малого бизнеса. И решение, принятое в ходе такой проверки, можно обжаловать в суде.

Проблема 3. Процессуальные нарушения

Желательно, чтобы руководитель компании или индивидуальный предприниматель четко понимал, какие действия инспекторов являются законными, а какие нарушают общий порядок проведения проверок малого бизнеса. Так к грубым нарушениям проверки относят:

  • отсутствие Приказа (распоряжения) на проведение проверки;
  • отсутствие уведомления о начале проверки;
  • требования инспектора о предоставлении документов, не имеющих отношения к объекту проверки и пр. 

Полный перечень грубых нарушений перечислен в п. 2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ. Важно знать, что зафиксированный факт грубого нарушения со стороны инспектора является основанием для признания результатов проверки недействительными, что автоматически отменяет решение по ней.

Проблема 4. Одна и та же проверка относится к разным сферам контроля

В настоящий момент нет окончательного решения по объектам проверок, которые относятся к области и налогового, и финансового контроля. Например, какой контрольно-надзорный орган должен проводить проверку ККТ? На сегодняшний день Закон не регламентирует подобные проверки.

Источник: журнал «Генеральный Директор»

← предыдущая новость   архив новостей   следующая новость →